Домашние Хищники. Немного истории.

Мы опустим обзор  происхождения торфяной собаки до собаки бронзового века с их спутниками по родству  и рассмотрим  возможное сожительство в древнее времена диких животных . Каждому любителю собак  знания о довольно тесных отношениях  приручения дикой собаки с доисторическим человеческим сообществом  побудят к собственным наблюдениям, что позволит еще лучше понять своего спутника – собаку.

Конечно,  весь процесс становления включения собаки в жизнь дома точно воспроизвести никогда не удастся, так как занял весьма значительное время, но по обычаям сохранивших племенной строй народов можно твердо установить как дикое животное (например – волк, других родственников перечислять излишне )  стало спутником и помощникам человека  на самых разных ступенях его развития

В местах кострищ на стоянках древних охотников находят немало доказательств того, что нежелательного претендента на добычу – волка, убивали и поедали разозлившиеся охотники.

Для того, чтобы понять, как в течение нескольких тысячелетий могло произойти столь принципиальное изменение, возникнуть такая переходная форма, какой не имеет не одно домашнее животное, мы должны еще раз взглянуть на род «волка», на его внешнюю изменчивость и его психологические данные, свойства его психики.

Форма тела у него также различна, есть более крупные и более мелкие, более мощные и легкие, в зависимости от страны и окружающих условий, он приспосабливался к конкретному месту обитания, но в основном сохраняя внешнее сходство. И это, несмотря на постоянные спаривания с различными разновидностями, обусловленными уже возможными сменами районов обитания.

Основным органом волка, является нос, т.е. обоняние. Если человек создает свою картину мира в основном благодаря зрению, то волк, как и все псовые, - благодаря запахам. Они ведут его по следу. В целом дикие собаки являются очень опасными животными, осторожными и боязливыми при очень выраженной недоверчивости к незнакомому.

Только инстинкт стаи и возвращение в логово заставляет волков объединяться в свору. Поэтому сумерки или ночь является временем их сборов. Отличный слух дополняет замечательный нюх. Это те самые органы чувств, благодаря которым ценятся домашние собаки. В естественных условиях они избегают следов человека. Примерно так должны были вести себя и дикие собаки, встретив следы охотника доисторического времени, рыская вокруг мест его охоты и стоянки. Если им доставались остатки столь желаемой еды, то на них был сильный запах человеческих рук, а часто и слюны охотников.

В выборе пищи и без того часто голодавшие дикие собаки не были особо разборчивы. Если они находили  в местах стоянки человека мясные отходы или даже падаль,  они держали их под надзором, часто меняя свою позицию. Постепенно страх пропадал и появлялась тесная связь с запахом человека. Чужак постепенно приручал себя сам. (Для быстрого привыкания или взявшего на содержание пса проверенным средством сегодня является его обнюхиванием  или укладыванием  на ношенную одежду или белье ) Центром притяжения могло стать и тепло оставленного костра  на стоянке человека. Это самоприручение происходило при частых приходах и благодаря приставанию к месту расположения лагеря человека, особенно со стороны менее крупных мелких диких  животных. Из логова дикой собаки в качестве забавной игрушки для женщин и детей брали эти маленькие меховые шарики.  Украденный из гнезда часто занимал свое прочное место  в новой семье. После временных отлучек от тоски по воли или в период господства инстинкта размножения ( течки у суки) такие приемыши часто возвращались назад к месту кормежки и теплу костра. Отлучившиеся по таким надобностям суки могли привести с собой свой выводок. Таким образом, подрастающий молодняк, когда у них была пища, были совсем безобидными.

Древний же человек со всех сторон был окружен самыми разными опасностями. Жадные до добычи соседи, крупные хищные животные и другие опасности постоянно угрожали ему. Далее, в своей борьбе за существование  он скоро заметил, что дичок своевременно предупреждает, будучи поблизости, громким, лаем о приближение чужого, т.е. оказывается полезным. Но доисторический человек боялся также и духов,  Невидимый враг теперь мог своевременно замечен:  дикая собака во сне более чутка по сравнению с человеком и она может его почувствовать. Визг и вой в ночное время, и лунные ночи, во время бури и т.п. способствовали распространению веры в эти способности. Из такой пользы, со стороны дикой собаки из этого сообщества благодаря ее разносторонней полезности при охране и защите, а также помощи человеку не охоте общность начинает представлять взаимный интерес. Это сохранилось и до сегодняшних дней. Хотя и на другой основе. Таким образом, включение собаки в жизнь  дома могло происходить , примерно таким показным способом.

(Материал частично взят из книги автора Рихарда Целлера.)